Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

27 мая. Подготовка к обучению грамоте.

 «Звук [Э] и буква Э»

Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Ход занятия

1. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»

Повторение раннее изученных гласных звуков. Воспитатель называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.

Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец (число слов должно быть по количеству детей).

2. Знакомство со звуком [Э].

Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Звук [Э].

Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.

Давайте проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)

3. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э, у, ы…

4. Давайте подумаем какие слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)

На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук: эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.

А какие имена людей, начинаются на звук [Э]: Эдик, Эмма, Эмилия, Элеонора.

Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

У детей во рту само

Быстро тает (эскимо)

Роет землю он ковшом,

Сам большой и ковш большой (экскаватор)

5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

электричка, эхо, Эдик, усы.

6. Проговорить с детьми по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя значение этих слов.

Слова: эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Физкультминутка «АУ!» (развитие слухового внимания)

Дети встают в круг, в середине стоит один из детей (например, Саша). Дети ходят по кругу и проговаривают слова: "Саша, потерялся ты в лесу, мы зовем тебя - АУ! - Ну - ка глазки закрывай, кто позвал тебя узнай" Ребенок (Саша) закрывает глаза, а один из детей (по выбору воспитателя) зовет его: "Саша, АУ!". Саша должен по голосу определить кто его позвал. Игра продолжается несколько раз.

Дети садятся на свои места. Работа с заданиями на листочках.

7. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет. (О. Гофман)

Найти и подчеркнуть все правильно написанные буквы Э, обвести букву по пунктирным линиям.

Итог занятия

Какой звук мы учились правильно произносить? Он какой? (гласный или согласный) Почему он гласный? Какие слова вы запомнили на звук [Э].

detsad-206607-1543783511.jpg
12 мая 2020 в 19:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.