Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов
20 мая. Подготовка к обучению грамоты.«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш;развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Задачи: 1.Образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2.Развивающие: - развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; -развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ; -развивать мышление, память, связную речь; 3.Воспитательные: -воспитывать интерес к занятиям; -соблюдать правила поведения на занятии; -воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Ход :Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки. - Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется игрушка Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу. -Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж) -А сейчас встретим другого гостя. -Послушайте загадку. -Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. -Как шипит змея? (шшш) Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш). Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились. Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть. Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи. -Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить. - А какие это звуки гласные или согласные? (согласные) - Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой) -Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж. -Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит) - А теперь звук – ш-ш-ш. -Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит) - Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные). -Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков. Артикуляционная гимнастика. Мы пришли ребята с вами На весёлую поляну. Ой, куда же мы попали? И оглядываться стали. Влево, вправо, вверх, вниз, Не дрожи, улыбнись… . Раз улыбка, два, три… Зубы лучше покажи. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. -Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давйте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж» 1. Дидактическая игра «Поймай звук» Воспитатель: - Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж) - Как шипит змея? (ш-ш-ш) -Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте руку , звук –ш, сидите тихонько. Слова:, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди. Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание. 2. «Добавь слово» Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит. 1. И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по… (животикам). 2. Лежебока рыжий кот Отлежал себе… (живот). 3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами) 4. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему… (поможет). 5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок) 6. Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… (машине). 7. Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень (жарко) Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно. 4.Воспитатель:- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек» Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад,вправо-влево между ладонями. И иголками своими колется, колется Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорк мячика, затем меняют руки. А я ежику- ежу ту дорожку покажу, Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Где катают мышки маленькие шишки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Воспитатель: -Молодцы ребята. -А следующее задание называется Замени звук [Ш] на [Ж] 5. «Замени звук [Ш] на [Ж]. Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж» Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - … 6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок 7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением. Дети становятся в круг. Выполняют движения. На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту. Низко -низко наклоняюсь. Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки» 8. «Повтори чистоговорки» (Презентация) Ша-Ша-ша наша Нюша хороша. Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа. Жи-Жи-Жи у меня ножи. Шу-Шу-Шу шубу я ношу. Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу. Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш. Аж-Аж-Аж есть у нас багаж. Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш. Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж. Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ. Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу. Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок. Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка. Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа. Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка. Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними. 4 этап – рефлексивно- оценочный Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей) -С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются? -Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей) -Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей) 11 мая 2020 в 20:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.