Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

18 мая. Познания предметного и социального мира.

 Беседа  "Правила друзей леса"

Цель: продолжать формировать у детей обобщённое представление о лесе, как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять. Дать знания о недопустимости разрушения взаимосвязей между растениями и животным миром.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение ко всему тому, что в нём живет, растёт.

Материал. Картины с изображением леса, схематичные рисунки правил поведения в лесу. Музыка с записью голосов птиц.

 Ход образовательной деятельности:

 - Дети, мы  получили письмо от Старика-лесовичка. Вспомните, что он написал в конце письма?

- Правильно. Старичок-Лесовичок приглашает в гости только тех ребяток, которые хорошо знают правила поведения в лесу и выполняют их.  Сейчас мы вспомним правила поведения, а с некоторыми познакомимся вновь.

- Сейчас мы с вами отправимся в лес. Я попробую взмахнуть волшебной палочкой, а вы в это время закроете глаза (пока у детей закрыты глаза, вешаю картины, включаю музыку).

- Каррр! Каррр! Добрый день! – приветствует детей вежливая, мудрая ворона, которая появилась тут-как-тут. – Прислушайтесь к моим советам: -Карр! Карр!

…Пожалуйста. Не кричите и не шумите в лесу. Не рвите цветы, не ломайте ветки. Не пугайте – не обижайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам все свои тайны – чудеса! - Каррр! Каррр!

- Вот мы и в лесу. На лесной полянке воздух свежий, кругом высокие деревья и кусты, поют птицы. Дети, а каких птиц по голосам вы узнаёте? (Синичку, воробья, скворца…)

- А какие здесь   красивые цветы! Что мы будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем срывать цветы?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчёлы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.

- Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. 

- Назовите правило.

- Постояли мы на лесной поляне, полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг. Увидели гриб – мухомор, а вы знаете – он ядовитый. Как поступить? – Пройдёте мимо или собьёте ногой, растопчите?

Саша, объясни, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?

- Правильно, грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес: среди картинок – схем Юля найди правило о лесных грибах.

- Прошли мы мимо мухомора, идём дальше и вдруг видим на земле у старых ёлочек чей-то домик из иголок. Что это за колючий домик и кто в нём живёт?

- Верно. Ребята, это ёжик, а кто же с ним по соседству?

- Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике?

- Рядом с муравейником лежит палка. Может,  возьмём её и разворошим муравейник?  Обойдём муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравья называют санитаром леса?

- Дети, вспомните, а кто на Земле сильнее всех? Конечно, это обычный маленький муравей. Он переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. И вообще, муравьи удивительные создания. Живут они, как видим, большой семьей в муравейнике, который растёт вместе с семьёй и строится всегда с запасом.

Но муравейник – это только  небольшая видимая  часть муравьиного дома. Большая часть его под землёй на глубине. Здесь есть и вентиляция, и хранилища, и детские комнаты, и даже кухни! У каждого муравья свои обязанности. Есть муравьи – строители, муравьи – солдаты. Муравьи – няньки. Есть даже муравьи – «живые бочки» для хранения корма, которые ничего не делают и даже не двигаются. Прожить муравей может до 25 лет. А любимое их лакомство – семена различных деревьев и трав.

Физминутка «Здравствуй лес»

  Здравствуй, лес, прекрасный лес

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  

- Мы продолжаем свой путь по лесу, слушаем пение птиц. Я вижу на ветках дерева птичье гнездо, оно совсем близко, даже видны птичьи яйца в нём. Побежим к гнезду! Может возьмём яйца? Они красивые, голубенькие в крапинку. А вот ещё гнездо, в нем голые птенчики. Наверно. Замёрзли. Подержим в руках. Погреем, и опять положим. Можно ли так поступать?

- - Конечно, дети, нельзя подходить близко к гнёздам. Птицы – родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдём, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов.

послушайте стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй

И ни кому не позволяй!

- Дети, а вы заметили, что мы всё время идём по тропинке. Можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говорится, что в лесу нужно ходить по тропинке. Почему?

- Правильно, потому что в траве живут много насекомых. Мы можем их раздавить. А некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.

Вот на цветок села бабочка. Поймаем её и рассмотрим, какие красивые у неё крылья. У кого-нибудь есть сачок, ловите скорее!

Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекозы, шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу; насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей). О чём она говорит? (Не надо в лес ходить с сачками, не нужно ловить насекомых).

- Пойдёмте дальше по тропинке. Ирина, что ты там увидела? (Паук, натянул свои сети между кустами).

-  Дети, а разве паук нужен в лесу? 

- Почему нельзя,  рвать паутину?  (Пауки полезные насекомые, они едят тлей, комаров, мух). Не будем сбивать паутинку, пусть паук подкарауливает свою добычу.

- Дети, как вы думаете, зачем нужны правила поведения в лесу? Почему Старичок- лесовичок приглашает в лес только тех ребят, которые знают правила? Что случится, если люди не будут выполнять правила?

- Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья. Разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и не красивым. А лес добрый. Он дарит нам грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи и много-много всего другого.

 -Учитесь слушать лес, видеть его чудеса. И будьте добрыми ко всему тому, что в нём живёт – растёт.

- Ребятки, те правила, которые научились выполнять вы, научите их выполнять своих товарищей, малышей и даже взрослых.

- Вот и закончилась наша прогулка в лес, попробуем закрыть глаза и тогда Старичок – лесовичок вернёт нас в детский сад.

11 мая 2020 в 20:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.