Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

24 апреля. Познавательно – исследовательская деятельность

 Как сделать звук громче?

Обобщить представление детей о физическом явлении – звуке.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Постановка темы занятия.

В. - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

В. - Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине?

(Ответы детей)

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

II. Распространение звука в различных средах.

В. - Кто из вас знает, как распространяется звук(Ответы детей)

В. - Проведем,эксперимент: подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде? (Ответы детей)

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В. - Выясним, только ли по воздуху передается звук.Проведем эксперимент:

1. Возьмите себе один тампон

2. Закройте им правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)

В. - Где распространяется звук?

Р. - Звуки передавались по воде.

В.- Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

- Проведем эксперимент:

1. Разбейтесь на пары

2. Возьмите по l-y тампону и по 1-й веревке с ложкой

3.Задание: Послушайте, как звучит ложка. (Ударяю)

Какой был звук(сильный). Как передавался звук(по воздуху).

Теперь 1-о ухо нужно закрыть тампоном, а ко 2-му уху прислонить конец веревки, веревку натянуть. Я каждому из вас ударяю по ложке, а вы потом расскажите, что услышали.

Выполняем.

(Воспитатель ударяет по ложкам)

В. - Какой звук был сильнее, когда просто держали веревку в руке, или когда ее прислонили к уху?

(Ответы детей)

В. - Как звук добрался до уха? По какому предмету он бежал? (Д. - По веревке.)

В.- Веревку мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда?

Д. - Веревка - это твердая среда.

В.- Вернемся к схеме: мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу.

В. - Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по веревке был сильнее? Хотите знать почему?

(Да)

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел

звук). Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей:потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

III. Высокие и низкие звуки.


Игра на металлофоне.

В. - Послушаем музыкальные звуки(Играет ребенок)

В. - А сейчас был шум или мелодия? Почему? (Ответы детей)

В. - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Есть и еще одно деление звуков на группы.

- А какие это звуки вы мне сами подскажете. Постройтесь в шеренгу и отвернитесь от меня.

- Я сыграю по очереди два звука, а вы определите на слух, какие они.

(На металлофоне извлекаются два звука: один - высокий, другой низкий)

- Одинаковые звуки прозвучали(Ответы детей)

В. - Верно, музыкальные звуки бывают высокие и низкие. Подойдите к металлофону. Почему l-ый звук низкий, а 2-ой звук высокий?

(Ответы детей)

(Зависит от пластины: длиннее, короче)

В. - Верно, если предмет больше по размерам или длиннее, или толще, то звук - низкий. А если предмет меньше, короче, уже, тоньше, то звук выше.


IV. Итог.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке(Повтор по схеме)

- За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам прекрасную весеннюю мелодию П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Апрель». Может весна примчится к нам, услышав звуки этой мелодии(Слушание аудио записи).

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.

17 апреля 2020 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.