Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов
24 апреля. Познавательно – исследовательская деятельностьКак сделать звук громче? Обобщить представление детей о физическом явлении – звуке.Ход ЗАНЯТИЯ.I. Постановка темы занятия. В. - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! В. - Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине? (Ответы детей) В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они? (Ответы детей) В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах. II. Распространение звука в различных средах. В. - Кто из вас знает, как распространяется звук? (Ответы детей) В. - Проведем,эксперимент: подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить. (Дети выполняют опыт) В. - Что вы наблюдали на воде? (Ответы детей) В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. В. - Выясним, только ли по воздуху передается звук.Проведем эксперимент: 1. Возьмите себе один тампон 2. Закройте им правое ухо 3. Левое ухо прислоните к емкости с водой 4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем. (Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость). В. - Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей) В. - Где распространяется звук? Р. - Звуки передавались по воде. В.- Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде. В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук. - Проведем эксперимент: 1. Разбейтесь на пары 2. Возьмите по l-y тампону и по 1-й веревке с ложкой 3.Задание: Послушайте, как звучит ложка. (Ударяю) Какой был звук? (сильный). Как передавался звук? (по воздуху). Теперь 1-о ухо нужно закрыть тампоном, а ко 2-му уху прислонить конец веревки, веревку натянуть. Я каждому из вас ударяю по ложке, а вы потом расскажите, что услышали. Выполняем. (Воспитатель ударяет по ложкам) В. - Какой звук был сильнее, когда просто держали веревку в руке, или когда ее прислонили к уху? (Ответы детей) В. - Как звук добрался до уха? По какому предмету он бежал? (Д. - По веревке.) В.- Веревку мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда? Д. - Веревка - это твердая среда. В.- Вернемся к схеме: мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу. В. - Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по веревке был сильнее? Хотите знать почему? (Да) В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу. А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел звук). Как вы должны стоять? Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе). В. - Разбегитесь по всей группе. Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!» - Посмотрим, кто быстрее. В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей) В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче? (Ответы детей:потому что твердой среды стоят близко друг к другу) III. Высокие и низкие звуки.
Игра на металлофоне. В. - Послушаем музыкальные звуки. (Играет ребенок) В. - А сейчас был шум или мелодия? Почему? (Ответы детей) В. - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Есть и еще одно деление звуков на группы. - А какие это звуки вы мне сами подскажете. Постройтесь в шеренгу и отвернитесь от меня. - Я сыграю по очереди два звука, а вы определите на слух, какие они. (На металлофоне извлекаются два звука: один - высокий, другой низкий) - Одинаковые звуки прозвучали? (Ответы детей) В. - Верно, музыкальные звуки бывают высокие и низкие. Подойдите к металлофону. Почему l-ый звук низкий, а 2-ой звук высокий? (Ответы детей) (Зависит от пластины: длиннее, короче) В. - Верно, если предмет больше по размерам или длиннее, или толще, то звук - низкий. А если предмет меньше, короче, уже, тоньше, то звук выше.
IV. Итог. В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей) В. - Что вы узнали о звуке? (Повтор по схеме) - За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам прекрасную весеннюю мелодию П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Апрель». Может весна примчится к нам, услышав звуки этой мелодии. (Слушание аудио записи). В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо. 17 апреля 2020 в 14:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.