Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов
Советы от нашего логопеда!!!!Примеры игр, которые помогут вам развивать вашего ребенка дома: 1. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п. «Есть ли звук [с] в слове «сок», «коса», «рыба», «миска», «глаза» и т.д. 2. Подбор слов на заданный звук. «Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с], [к], [б]» и т.п. 3. Определение первого и последнего звука. «Назови первый звук в слове «Аня», «мак», «дом» последний звук в слове «сын», «машина» и т.п. 4. Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом: «Один - много» (утка - утки, апельсин - апельсины и т. д. берем любые предметы), «Назови ласково» (огурец – огурчик, кукла – куколка, утюг – утюжок, называем всё, что нам попадается на глаза), Игра: «Собери семью». Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок». Конь - лошадь - жеребёнок. Кабан-свинья-поросёнок. Пёс - собака-щенок. Петух – курица- цыплёнок. Лось - лосиха – лосёнок. Волк – волчица – волчонок, и т.д.
5. Развитие словарного запаса. Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» - это …? или «сапоги», «туфли», «босоножки» - это …? Игра «Один - много», «Назови ласково» и т.д. Игра «Составь слово» (словообразование). Предложите ребёнку из двух слов составить одно: Мясо рубит - мясорубка, пыль сосёт - пылесос, сам катится - самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз). Игра «Слова - родственники». Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом». Жил да был веселый гном. Он в лесу построил …ДОМ. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал …ДОМИК. Самый маленький гномишко Под цветком сложил …ДОМИШКО. Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой …ДОМИЩЕ. Был он стар и был он сед И большой был …ДОМОСЕД. А за печкой, за трубой Жил у гнома …ДОМОВОЙ. Он калину, зверобой - Все из леса нес …ДОМОЙ. Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас …ДОМАШНИЙ. Каждый день соседи - гномы Навещали деда …ДОМА, Всех встречал радушно гном, Все любили этот …ДОМ. Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода»…
6. Развитие связной речи. Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой. Рассказы – шутки. Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю. Шуточный рассказ «Голова». «Жила - поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади - затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон - шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног - колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны». «Сказка о чайнике». Жил - был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили. Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе… 7. Ориентировка в пространстве. Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» - «потом», «сзади» - «спереди», «старше» - «моложе».
Удачи Вам и Вашему ребенку!
16 апреля 2020 в 13:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.