Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

Советы от нашего логопеда!!!!

 Примеры игр, которые помогут вам развивать вашего ребенка дома:

1. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.

«Есть ли звук [с] в слове «сок», «коса», «рыба», «миска», «глаза» и т.д.

2. Подбор слов на заданный звук.

«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с], [к], [б]» и т.п.

3. Определение первого и последнего звука.

«Назови первый звук в слове «Аня», «мак», «дом» последний звук в слове «сын», «машина» и т.п.

4. Развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом: 

«Один - много» (утка - утки, апельсин - апельсины и т. д. берем любые предметы), 

«Назови ласково» (огурец – огурчик, кукла – куколка, утюг – утюжок, называем всё, что нам попадается на глаза),

Игра: «Собери семью».

Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок». 

Конь - лошадь - жеребёнок.            Кабан-свинья-поросёнок.

Пёс - собака-щенок.                         Петух – курица- цыплёнок.

Лось - лосиха – лосёнок.                  Волк – волчица – волчонок, и т.д.


5. Развитие словарного запаса.

Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» - это …? или «сапоги», «туфли», «босоножки» - это …? Игра «Один - много», «Назови ласково» и т.д.

Игра «Составь слово» (словообразование).

Предложите ребёнку из двух слов составить одно:

Мясо рубит - мясорубка, пыль сосёт - пылесос, сам катится - самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).

Игра «Слова - родственники».

Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом».

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил …ДОМ.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …ДОМИК.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил …ДОМИШКО.

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …ДОМИЩЕ.

Был он стар и был он сед

И большой был …ДОМОСЕД.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …ДОМОВОЙ.

Он калину, зверобой -

Все из леса нес …ДОМОЙ.

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.

Каждый день соседи - гномы

Навещали деда …ДОМА,

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …ДОМ.

Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода»…


6. Развитие связной речи.

Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.

При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.

Рассказы – шутки.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

Шуточный рассказ «Голова».

«Жила - поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади - затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон - шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног - колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

«Сказка о чайнике».

Жил - был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…

7. Ориентировка в пространстве.

Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» - «потом», «сзади» - «спереди», «старше» - «моложе».


Удачи Вам и Вашему ребенку!


16 апреля 2020 в 13:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.