Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

15 апреля. Обучение грамоте.


«Звуки [с], [с’] и буква С». 

Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [с], [с’]. Буква С.

Угадайте о чем речь…

На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.

Да, это светофор.  Что вы знаете о светофоре?…

Красным глазом засияет – нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт – иди смело, пешеход!

Вы догадались о каком звуке мы сегодня будем говорить? Да, это звук [с]. Первый звук в слове светофор. Какой это звук? опишите его….

1. «Кто внимательный?»

Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон, Самоделкин. С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина?

2. «Узнайте звук»

Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с] (слоненок, Зоя, санки, матрос, золото и т. д.). Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [с] (цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын).

3. «Кто больше?»

Придумайте слова, в которых есть звук [с]. (Снегурочка, снеговик, снежные горы, подснежники, санки, солнцеи т. д.) Назовите  дни недели, месяцы,  времена года, в которых есть  звук [с]. (Среда, суббота, воскресенье; август, сентябрь; весна, осень.) Придумайте слова, в которых звук [с] находится в начале (Света, Саша), в середине (паспорт, трасса), в конце слова (час, кросс, лес). Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [с]. (Стол, стул, доска.) Подберите игрушки, в названии которых есть звук [с]. Учитель показывает картинку и просит назвать как можно больше предметов со звуком [с].

4. Доскажи словечко

Взял дубовых два бруска,Два железных полозка,На бруски набил я планки.Дайте снег. Готовы…(санки) И в море не купаются,И нет у них щетинки,А все же называютсяОни – морские…(свинки) Жил-был маленький щенок.Он подрос, однако,И теперь он не щенок –Взрослая…(собака) Филиппок за окунькомВ речку лезет босиком.Очень хочет ФилиппокОкунька загнать в са…(сачок) Больше всех на суше он,Очень, очень добрый…(слон) Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!Но вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это…(снегири) На шесте – дворец,Во дворце – певец,А зовут его…(скворец) Небольшая пестрая птицаНе боится зимой простудиться.Угощение наше ей снится,Прилетает к нам часто…(синица) Грянул гром, веселый гром,Засверкало все кругом!Рвутся в небо неустанноРазноцветные фонтаны,Брызги света всюду льют!

Это праздничный…(салют)

5.  «Сочиним сказку»

Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? Правильно, одну из девочек звали ….. .

В имени другой девочки был звук [з]. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали ……

У С…. были такие игрушки, в названии которых есть звук [с]. Какие игрушки могли быть у Светы? А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук [з]. Какие игрушки могли быть у Зои? ……

6. Слушаем и отвечаем

В саду

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски, две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана – снеговика, санки и маленькую собачку.

Вопросы. Что вынесли в сад дети? Как звали детей? Что принес Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? Что нарисовала Оксана?

7.«Слоговой аукцион»

Назовите имена детей со слогами «со», «са».

О т в е т : Соня, Саня, Саша.

8. «На одну тему»

Продукты …..(сыр, сметана, салат, сосиски, сахар, сливы, сливки, свекла).

Спорт …..(стадион, судья, счет, санки).

Животные…. (слон, собака, сурок, суслик, синица, скворец)

9. «Наоборот»

Назовите слова, противоположные данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [с].

Мир – (ссора), трусливый – (смелый), пасмурный – (солнечный), легкомысленный – (серьезный), открытый человек – (скрытный), соленый огурец (свежий), тесная обувь – (свободная), кислое яблоко – (сладкое), горькое лекарство – (сладкое).

10. Слушайте внимательно стихотворение, если вы услышите звук [с] поднимите вверх руку.

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

на суку сидит сова.

Там растёт усни-трава.

Говорят, усни-трава

знает сонные слова.

Как шепнёт свои слова,

сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

попрошу такой травы:

пусть тебе усни-трава

скажет сонные слова.

8. «Слово рассыпалось»

Соберите слово из букв: к а р и н о с. (Соринка.) Придумайте из шести букв шесть слов, из десяти букв – десять слов, которые начинаются с буквы С.

с о е а н л

(Слон, село, села, сон, сено, сало.)

с н а а р о м л т е

(Смена, сера, сом, сел, стол, сор, слон, сметана, село, сало.)

9.«Слоговое лото»

Прочитайте слоги и составьте с ними слова: си- ; се- ; сы- . Придумайте слова, в которых слог -са- первый или последний. (Сани, сало, коса, оса.) Прочитайте стихотворение, добавляя слоги к слову сок:

Ребята пили сладкий сок.

Слог пе- добавим – стал…(песок).

А но- пришло – уже…(носок).

А если ку- – читай…(кусок).

Со слогом ле- прочтем…(лесок).

26. Пишем…Учимся красиво писать здесь 4fe699d5b547beb76951ada5f7ea114f.jpg a4843d75d9bd76e85fcfde64272e8445.jpg
11 апреля 2020 в 20:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.