Детский сад комбинированного вида № 183 г. Саратов

8 апреля. Обучение грамоте.

 Звук ы и буква ы.

Задачи ознакомление с артикуляцией звуков ы , знакомство с буквой ы, звуковой анализ трехзвучных слов.

 Сообщение темы.

Какое бывает настроение у человека: радостный, сердитый, печальный, огорченный, серьезный, веселый.

Педагог: Какой одинаковый звук слышится во всех словах?

Дети: Звук «Ы».

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустических признакам.

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук ы-ы-ы-ы. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук «Ы» мы можем петь, тянуть. Возьмите зеркало, посмотрите (показ фото) рот приоткрыт, губы слегка растянуты, язычок за нижними зубками, воздуху ничего не мешает выходить изо рта. Значит звук «Ы» какой: гласный или согласный? (Гласный) Почему? Каким цветом мы его обозначим? (Красным). В каком замке он будет жить? (В красном).

Дети произносят ы-ы-ы-ы.

IV. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, слогов  - дети хлопают в ладоши, услышав звук «Ы». (начинаем со звуков, а, б, ы, в, г, ы, затем слоги, на, ны, да, ты, затем слова мама, тыква, кот, стул, мышь. Голосом выделяем звкук ы).

V. Произношение звука «Ы» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Незнайка: «Даю» вам звук «В» и звук «Ы». Какой слог получился? (Вы). Какой слог получится, если вы «возьмете» звук «М», а я «дам» вам еще звук «Ы» (Мы). А если к звуку «Т» «придет» звук «Ы»? (Ты). Произнесите эти слоги вместе, какое слово получилось? (ВЫ-МЫ-ТЫ).

Какой первый звук в слоге ПЫ? (Звук «П»). Второй? (Звук «Ы»). Обозначьте слог ПЫ кружочками.

VI. Произношение звука «Ы» вы словах.

показывае детям фотографии и предметы. Дети называют их, выделяя голосом звук «Ы»: часЫ, весЫ, цветЫ, кактусЫ, машинЫ, пылесосЫ, мЫло, столЫ, крЫшка.

Определяется позиция звука «Ы» в данных словах. 

предлагаем детям самим придумать слова со звуком «Ы»

VII. Физкультминутка «Мартышки» под музыку. (Включить магнитофон)

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Оттопырим ушки,

Ногу поднесем ко рту,

Хвостик на макушку.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я «раз, два, три»-

Все с гримасами замри!

Раз, два, три.

VIII. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Незнайка спрашивает какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины). Закрепить правило: Звук «Ы» может стоять только в середине или конце слова и никогда в начале слова.

 показываем предметы: мыло, мыльница, карандаши, шорты, цветы.  Для чего они нужны?

Составление предложений детьми.

IX.

 Детям договаривают слова в стихотворении К.Чуковского «Бармалей». Выставляется иллюстрация к сказке.

В Африке… акулы,

В Африке… гориллы,

В Африке большие злые… крокодилы.

Дети изображают названных животных.

Гимнастика для глаз.

X. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквой «Ы».

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы.

                                              А.Шибаев

- Какие элементы вы заметили в букве «Ы»? (Две палочки и полуовал). Встаньте по три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву «Ы».

- Письмо на манке (на подносах).

- Показать правильную «Ы» и перевернутую.

- Оценка: «Как живешь?»

- Итог: С каким звуком познакомились? Какой это звук? В каком замке поселился?


9 апреля 2020 в 21:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.